Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

V Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»

V Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»

5 декабря представители Колледжа МИД России приняли участие в работе V Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Мероприятие посетили более 2,5 тысяч участников. Руководители страны, регионов и крупного бизнеса, представители образовательных организаций, общественных объединений, профсоюзов на пленарном заседании подвели итоги работы Национальной системы квалификации за последние пять лет и наметили планы ее развития на предстоящее десятилетие.

Приветствие форуму направил Президент России Владимир Путин.

Он, в частности, отметил, что Национальная система квалификаций за пять лет прошла важный этап становления и развития. Велико ее значение для формирования в нашей стране современного конкурентоспособного рынка труда, подготовки компетентных специалистов. И теперь важно не останавливаться на достигнутом – обновлять сформированную инфраструктуру, учитывать растущие потребности граждан в подтверждении квалификации.

Открывая пленарную сессию, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин рассказал о результатах работы Национального совета за пять лет, о наиболее значимых вызовах и о приоритетах развития Национальной системы квалификаций. Создана ее правовая основа и инфраструктура, в работу по ее внедрению вовлечены регионы. Все это особенно важно, поскольку на рынке труда и в профессиональной деятельности происходят значимые перемены, за которыми не успевает система образования.

По мнению Александра Шохина, необходимо и дальше развивать практику независимой оценки, профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Вузы и профессиональные колледжи должны своевременно реагировать на изменения в профессиональной деятельности, и в идеале выпускники должны получать диплом об образовании вместе с свидетельством о квалификации, которое подтверждает их готовность к профессиональной деятельности.

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин рассказал, что на завершившемся полчаса назад заседании Национального совета «мы столкнулись с тем, с чем должны постоянно сталкиваться в нашей работе». Представители одного из советов по профессиональным квалификациям предложили отменить профессиональный стандарт, утвержденный несколько лет назад, так как он не удовлетворяет сообщество. «Такой сигнал с рынка труда – нормальное явление, - убежден министр. – Мы подошли к такому этапу, когда придется во многом корректировать, детализировать, уточнять профессиональные стандарты, исходя из практики их применения».

Максим Топилин подчеркнул, что развитие Национальной системы квалификаций – это задача не только федерального уровня. Как и в национальных проектах, каждый регион здесь сам должен проявлять инициативу, но такое понимание, по его оценке, есть далеко не во всех субъектах Федерации. Вопрос о необходимости применения инструментов Национальной системы квалификаций должны решать, в первую очередь, сами работодателями, договорившись с профсоюзами, заключив отраслевые соглашения. Только так можно обеспечить дальнейшее движение вперед.

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил, что в быстроменяющемся мире необходимо научиться предугадывать предстоящие изменения и система образования должна готовить специалистов завтрашнего дня. Во время обучения человек должен получить и базовые знания, и универсальные компетенции, и профессиональные квалификации. По мнению Михаила Котюкова, в университетах нужно больше преподавателей-практиков, необходимо прислушиваться к мнению ключевых работодателей и соответствовать тем задачам, которые они видят на своих рынках. Показателем успешности университета становится успешность выпускника.

По мнению Игоря Артамонова, бизнесу нужны одни специальности, а учебные заведения зачастую готовят по другим. И если на региональном уровне удается влиять на структуру подготовки кадров в техникумах, то предъявлять требования к вузам сложнее.

Год назад аналогичное соглашение с АНО «НАРК» подписала Республика Башкортостан, и о том, что удалось сделать за это время, рассказала заместитель премьер-министра - министр семьи, труда и социальной защиты населения республики Ленара Иванова. Она подчеркнула, что политическая воля руководства региона при грамотной поддержке со стороны АНО «НАРК» должна привести к ликвидации диспропорций на рынке труда. Сформирована межведомственная организационная модель, аналогичная федеральной, при поддержке АНО «НАРК» организовано обучение региональных специалистов по вопросам развития квалификаций. Работодатели становятся заказчиками для системы образования, пусть даже учет профессиональных стандартов в их работе – дело сложное и небыстрое.

Тему оплаты труда продолжил председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Развитие Национальной системы квалификаций, по его мнению, имеет смысл лишь в том случае, если каждый работник будет понимать связь между уровнем своей квалификации и зарплатой. Получил образование, сдал квалификационный экзамен, и зарплата выросла. Применение профессиональных стандартов не должно приводить к необоснованной интенсификации труда, проще говоря – человек не должен из-за этого работать за троих. «Работник будет стремиться к повышению квалификации и даже из своих средств платить за обучение только в одном случае: если будет знать, что это повлияет на его доходы», - убежден Михаил Шмаков.

Вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию ПАО «ЛУКОЙЛ» Анатолий Москаленко рассказал, что за последние два года через корпоративный центр оценки квалификации прошли более 2 тыс. человек. В роли экспертов выступали сотрудники учебных центров, ветераны компании. Внедрение новых технологий, применение нового оборудования требует корректировки профессиональных стандартов, и это должно происходить в каждой отрасли.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина считает, что вузы при разработке образовательных программ должны ориентироваться на запросы работодателей и студентов. Механизм независимой оценки квалификаций для выпускников оптимален, и необходимо обеспечить его сближение с государственной итоговой аттестацией.

Подводя итоги дискуссии, генеральный директор АНО «НАРК» Александр Лейбович назвал три главные задачи на будущее: обеспечить прозрачность рынка труда с точки зрения работников и работодателей; оцифровать все, что не требует взаимодействия человека с человеком; обеспечить беспрепятственный вход новых профессий на рынок труда.

По материалам https://nark.ru/