Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Воспитательная работа

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ФГБПОУ «КОЛЛЕДЖ МИД РОССИИ»

 за 2020/2021 учебный год

Востребованной на сегодняшний день целью воспитательной работы является обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитания, обновление содержания и структуры воспитания на основе сложившихся в Колледже традиций современного опыта, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов, а также воспитание подрастающего поколения, обладающего не только соответствующим набором знаний, умений и навыков, но и высокими нравственными качествами, ответственностью и гражданским самосознанием, высокой социальной активностью через формирование отношения студента к самому себе, окружающему миру, другим людям.

Рассматривая качественную подготовку специалистов как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация Колледжа планомерно создаёт целенаправленную систему воспитания студентов, представляющую условия, способствующие их индивидуальному развитию и коллективному взаимодействию.

Определяющим направлением является повышение статуса воспитания в Колледже, создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса, для гармоничного развития личности, реализации её творческой и гражданской активности, готовности служению Отечеству, повышения профессионального уровня будущих специалистов.

Педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:

1. Формировать в Колледже воспитательное пространство, способствующее развитию личности, культуры производственной деятельности будущего специалиста, его самосоциализации.
2. Создавать условия для становления мировоззрения и системы ценностных ориентаций студентов и формирования профессиональной направленности воспитательной деятельности, культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом.
3. Организовать работу по развитию различных форм внеучебной деятельности (смотры, конкурсы, концерты и т.п.), по патриотическому воспитанию студентов, по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства.
4. Совершенствовать систему стимулирования качества учёбы студентов, их достижений в учёбе, творчестве и спорте.
5. Выявлять одарённых студентов, способствовать дальнейшему развитию и использованию их творческого и научного потенциала.
6. Развивать систему студенческого соуправления в Колледже и привлекать студентов к участию в управлении воспитательным процессом.

Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:

  • Составлен и утверждён план воспитательной работы, позволяющий обеспечить повышение качества проведения внеучебных мероприятий.
  • Внеучебные объединения работали по планам в соответствии с утверждённой воспитательной темой Колледжа.
  • Составлены планы работы кураторов по воспитательной работе в группах.
  • Совершенствуется система контроля воспитательной работы кураторов, как одно из условий эффективной работы.

В соответствии с общей целью воспитательной работы, в 2020–2021 учебном году, традиционно в Колледже велась работа по следующим направлениям:

1. Профессионально- трудовое воспитание.
2. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание.
3. Культурно-нравственное и экологическое воспитание.
4. Спортивно-оздоровительное воспитание.
5. Работа с родителями.
6. Студенческое соуправление.
7. Волонтёрство.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитательный процесс направлен на формирование общих компетенций обучающихся, которые способствуют успешной самореализации выпускников, готовых решать профессиональные задачи.

Анализ воспитательной работы представлен по направлениям деятельности.

1. Профессионально-трудовое воспитание

Компетенции, которые формируются:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в Колледже важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов является специально организованным и контролируемым процессом приобщения студентов
к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанным с экономическим, экологическим воспитанием
и воспитанием профессиональной этики. Новое социальное время, новая социальная среда, новые социальные реалии, новая идеология общества ставят перед профессиональным образованием новые задачи в подготовке специалистов. В настоящее время имеется ряд государственных документов, определяющих цели и задачи развития образования. К их числу следует отнести федеральные законы «Об образовании», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ» и др. В этих документах поставлена задача воспитания нового поколения специалистов, которая вытекает из потребностей настоящего и будущего развития России. Образование не является рыночным благом. В основе российского образования лежат принципы преемственности, системности, фундаментальности, доступности и др. Основными составляющими его элементами являются обучение и воспитание. В этом учебном году преобладало дистанционное обучение.

Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников является их социальная компетентность, т.е. сформированность знаний, навыков межличностного делового общения, социального имиджа, обусловленного
не только особенностями личности, но и содержанием, и характером приобретаемой профессии. Образование в Колледже обеспечивает знание основ современной техники; вооружает обучающихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает отношение к труду.

В текущем году работа осложнилась тем, что обучение велось дистанционно. В Колледже два здания. Расписание менялось каждую неделю.

В течение 2020–2021 учебного года обучающиеся Колледжа принимали участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах разного уровня. Результаты участия сформированы на сайте Колледжа на странице «Воспитательная работа».

Вывод: в настоящее время не в полной мере обеспечивается единство воспитательного и учебного процессов, поскольку зачастую учебная информация отодвигает на задний план воспитание на занятиях. Причины этого в том, что многие преподаватели считают воспитательную работу второстепенной. Необходимо отметить, что в преподавании любого предмета следует использовать те фрагменты, которые имеют воспитательное значение. Так, например, применение компьютера в учебном процессе способствует воспитанию самостоятельности личности, точности в работе и ответственности. При привлечении студентов к научно-исследовательской работе личность развивается творчески, формируется система осознанных знаний, ответственность за выполнение учебно-производственных заданий. Трудовое воспитание должно осуществляться на учебных занятиях по всем профессионально-ориентированным дисциплинам и во время производственной практики, когда формируются сознательное отношение к выбранной профессии, социальная компетентность, навыки межличностного делового общения, а также такие качества личности, как трудолюбие, рациональность, профессиональная этика, способность принимать решения, умение работать и другие.

2. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание

Компетенции, которые формируются:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Современный взгляд на общество предполагает прежде всего взгляд на общественное устройство, как изменяющееся, новая ситуация требует нового поведения. Важнейшей составляющей этого нового поведения является овладение знаниями нормативно-правовых документов, касающихся подростков и их родителей. Другими словами, обучающиеся должны не только знать, но и уметь пользоваться своими знаниями, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию, делать выбор и брать на себя ответственность на основе своих социальных и гражданских приоритетов.

В Колледже созданы условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; подготовке обучающихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. В течение года, в рамках мероприятий, ведётся работа по гармонизации межэтнических отношений, формированию терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формированию культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитанию уважения к традициям семьи; формированию взаимопонимания между семьёй и ребёнком. В рамках уроков экономики ведётся работа по формированию функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности; формированию добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбору и принципам рационального поведения в социуме. В этом учебном году с представителями правоохранительных органов не проводились мероприятия по воспитанию правовой культуры; формированию понимания политических и правовых событий; формированию последовательной, твёрдой, аргументированной активной гражданской позиции, так как собирать учащихся мы не могли. Много групп находилось на карантине. Работа проводилась индивидуально, в основном со студентами I курса.

Вывод: необходимо отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия, разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. Расширять и укреплять связи и отношения образовательной организации и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта города. Вовлекать в систему гражданско-патриотического и правового воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию.

3. Культурно-нравственное и экологическое воспитание

Компетенции, которые формируются:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания подрастающего поколения. Оно предполагает становление отношений молодёжи к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе.

Нравственно-экологическое воспитание стимулирует у молодёжи формирование природоохранительной активности, экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Оно означает активную созидательную деятельность по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, борьбу со всем, что губительно для природы. Выполняя задачи нравственно-экологического воспитания, в прошедшем учебном году в Колледже велась работа по экологическому воспитанию под руководством Ребровой М., студентки 21 группы. В начале учебного года прошла акция по сбору батареек, пробок на территории Колледжа. Продолжили озеленение кабинетов и ухода за растениями, провели акцию по сбору макулатуры, принимали участие в уборке водоёмов и территорий района. Члены студенческого совета принимали участие в дистанционных конкурсах, конференциях.

Нравственное воздействие осуществляется в наибольшей степени стихийно; более или менее целенаправленно оно может осуществляться только в процессе самосовершенствования, самовоспитания, через собственные мысли и поступки. Каковы мысли и поступки человека, таковы и его нравственные качества. Все мероприятия, проводимые в Колледже, имели своей задачей формирование чувства долга, ответственности по отношению к самому себе, в отношении других людей, общества, Родины. Эти качества возникают у людей только ценой собственных усилий, настойчивости каждого человека, прежде всего по отношению к самому себе. Как отмечал древнегреческий философ Протагор, в особых учителях добродетели нет нужды, так как все учителя, так или иначе, учат добродетели.

Вывод: для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания, обеспечивающая организацию познавательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приёмов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. Необходимо к исследовательской деятельности привлекать большее количество студентов, т.к. учебно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование всех компонентов экологической культуры, следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению экологической культуры студентов, будет поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих экологическую направленность, а также проведение мероприятий по презентации экологических работ.

4. Спортивно-оздоровительное направление

Компетенции, которые формируются:

ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В Колледже нет спортивного зала, администрация арендует зал для проведения уроков по физическому воспитанию. Направление спортивно-оздоровительного воспитания не реализуется в полной мере. В текущем учебном году сложилась такая ситуация, преподаватели физического воспитания не работали в команде, не проявляли инициативы по проведению соревнований на первенство.

Вывод: необходимо усилить работу по взаимодействию среди преподавателей и составлению спортивного плана работы в группах с выходом на первенство Колледжа. Надо отметить работу преподавателя Румянцевой Е.В. Она старалась провести соревнования в группе по тем видам спорта, которые возможны в наших условиях.

5. Работа с родителями

Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Единство воспитания в семье и Колледже – важнейшее условие становления личности студента. Взаимодействие администрации и педагогов с родителями студентов направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где обучение и воспитание подростков было бы успешным и помогало совершенствованию личности. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе Колледжа важное место. Работа с родителями студентов направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в Колледже и предусматривает следующие формы взаимодействия: общие родительские собрания в группах; индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации).

Вывод: необходимо использовать нетрадиционные формы работы с родителями, т.к. формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия Колледжа и семьи, на усиление её воспитательного потенциала.

6. Студенческое соуправление

Компетенции, которые формируются:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Студенческое самоуправление – это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами. Оно является неотъемлемым элементом общей системы управления Колледжем и направлено на то, чтобы максимально учесть интересы и потребности студентов на основе регулярного изучения общественного мнения и выдвигаемых ими конкретных инициатив. Модель студенческого самоуправления базируется на предоставлении возможностей каждому студенту самореализоваться, стать участником общественно значимой деятельности, раскрыть свой творческий потенциал в научной, общественно-культурной и спортивной жизни Колледжа, города и внести свой посильный вклад в совершенствование системы студенческого самоуправления Колледжа. Это достигается за счёт установления партнёрских отношений между студентами, в лице Студенческого совета, администрацией Колледжа, в лице заместителя директора по учебно-воспитательной работе, который обеспечивает поддержку всех инициатив и начинаний студенческого актива. Одной из основных задач студенческого самоуправления является создание прочных горизонтальных и вертикальных связей между студентами Колледжа, формирование чувства корпоративной солидарности. Дистанционное обучение внесло свои коррективы в это направление работы.

В целом студенческий коллектив Колледжа работоспособный, уровень познавательной активности студентов высокий, молодые люди интересуются колледжными делами и активно выполняют поручения.

Учебные группы I курса принимали участие в оформлении ёлки к Новому году, провели праздники День памяти 4 июня и День России 11 июня.

30 июня 326 выпускников получили дипломы об окончании Колледжа.

В течение всего учебного года план проводимых мероприятий в Колледже корректировался в связи с эпидемиологической обстановкой.

Систематически предоставлялись материалы для обновления информации на сайте Колледжа.

Вывод: в данном направлении воспитательной работы необходимо больше времени уделять обучению студенческого совета планированию работы, с чем студенты пока не могут справляться самостоятельно, осуществлению систематического контроля за деятельностью студенческого актива, побуждать их к более активному проявлению инициативы. Активизировать работу студенческого самоуправления во всех сферах учебной и воспитательной деятельности с целью влияния на профессионально-личностное становление будущих специалистов.

Социально-психологическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса,
в том числе профилактическая работа со студентами Колледжа

Одним из направлений воспитательной работы в Колледже является социально-психологическая поддержка учащихся, профилактика различных девиаций среди студентов, психологическое консультирование педагогического коллектива Колледжа, взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Социально психологическая служба ФГБПОУ "Колледж МИД России" (далее служба) осуществляет свою деятельность в соответсвии с Положением о социально-психологической службы и состоит из социально педагога и педагога психолога под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Основной целью деятельности службы является социально- психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации студентов в процессе обучения и профессионального самоопределения, а также содействие в реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Основными задачами в работе службы являются:

1. Адаптация студентов первых курсов. Организация работы по формированию образа самосознания «Я-студент» для студентов первых курсов;
2. Организация работы со студентами старших курсов на формирование у них образа «Я-будущий специалист»;
3. Проведение индивидуальной работы;
4. Профилактика употребления студентами ПАВ, асоциального поведения, экстремизма, формирование толерантности.

Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях:

1. Проведение мониторингов;
2. Работа с педагогическим коллективом;
3. Активное взаимодействие с учащимися;
4. Взаимодействие с законными представителями студентов.

На начало учебного года социально – психологическая служба осуществляет сбор информации о студентах, приступивших к обучению.

Социальная анкета;

Социальный паспорт групп.

Педагогом-психологом Колледжа была проведена входная диагностика студентов I курса.

Профилактика правонарушений и преступлений
в молодёжной среде

В настоящее время существует целый ряд проблем, которые тормозят развитие, становление и воспитание подрастающего поколения. К ним, прежде всего, относятся воспитание, полученное в семье; школьное воспитание; коммерциализация сфер молодёжного досуга; средства массовой информации, которые непосредственно оказывают серьёзное влияние на увеличение правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача Колледжа в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития: выявление обучающихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение психологом индивидуальных особенностей таких подростков и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определённого возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение мероприятий, работа с неблагополучными семьями. Причины и условия, способствовавшие совершению преступлений подростками самые различные – это уверенность в своей безнаказанности, нежелание несовершеннолетних встать на путь исправления, подверженность асоциальной среде, ослабление контроля со стороны родителей. Одной из причин совершения подростками преступлений является их нежелание учиться, попустительство родителей, которые не надлежащим образом выполняют свои обязанности по обучению несовершеннолетних детей, вследствие чего у них появляется масса свободного времени, которое они проводят вне стен Колледжа. Зачастую причиной совершения правонарушений является недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый подросток может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие подростки особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении.

Неоднократно на территории Колледжа проводились совместные рейды по соблюдению ФЗ от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Все подростки, совершившие административные правонарушения, вместе с родителями рассмотрены на социально-психологической комиссии.

В течение года в Колледже проводятся различные антинаркотические акции, классные часы, лекции с привлечением сотрудников ФСКН, сотрудников правоохранительных органов.

Организация работы по профилактике правонарушений и преступлений в Колледже осуществляется в соответствии с нормативными документами Российской Федерации, внутренними нормативными документами ФГБПОУ "Колледж МИД России", планом работы. Социальный педагог Колледжа является ответственным за организацию профилактики правонарушений, наркомании, безнадзорности и экстремистских проявлений несовершеннолетних и семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, назначен приказом директора от 02.10.2018 года №159.

Составлен и утверждён план совместной работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Замоскворечье г. Москвы и ФГБПОУ "Колледж МИД России".

Осуществляется взаимодействие с отделом по делам несовершеннолетних ОВД района Замоскворечье г. Москвы.

На основание приказа директора от 10.10.2018 №196 в Колледже создан Совет по профилактике правонарушений обучающихся.

Кураторами и старостами групп ежедневно осуществляется мониторинг посещаемости студентами учебных занятий. Ведутся журналы посещаемости студентами учебных занятий. Ежемесячно журналы сдаются заместителю директора по УВР для анализа. По итогам проведения анализа, студенты приглашаются на совет по профилактике для выяснения причин пропусков учебных занятий без уважительных причин.

С начала учебного года проведено 5 заседаний Совета по профилактики рассмотрено 62 вопроса в отношении студентов. На основании решения Совета по профилактики 2 студента были поставлены на внутренний учёт.

Социальным педагогом организованы и проведены профилактические мероприятия в Колледже, такие как:

1. Беседа об административном законодательстве РФ;
2. Беседы кураторов с группами о соблюдении Устава Колледжа и Правил внутреннего распорядка в части недопустимости табакокурения на территории Колледжа;

Педагогом-психологом по запросу кураторов организованы и проведены мероприятия в группах:

1. Тренинг на знакомство (для студентов 1 года обучения);
2. Тренинг "Межличностное общение";
3. Тренинг "Уверенность в себе";
4. Беседа с группой "Пути решения конфликтов";
5. Тренинг "Подготовка к собеседованию";
6. Тренинг "Повышение стрессоустойчивости";
7. Тренинг "Мотивация";
8. Тренинг "Соблюдение правил".

Социально-психологической службой проведено 57 бесед со студентами, педагогом-психологом оказано 52 консультаций. Консультирование проводилось по проблемам: негативных эмоций и невозможности с ними справиться самостоятельно, личностными проблемами, проблемами общения, конфликтами в семье. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:

1) связанные с конфликтными ситуациями в семье;
2) с проблемами в общении;
3) эмоциональные проблемы;
4) асоциальным поведением